Наталья КАЛИНОЧКИНА
Фото предоставлено автором
Выезжать в соседние регионы всегда полезно: замечательный повод посмотреть и перенять интересное и ценное, что есть у других, поучиться, ну и, конечно, показать себя.
В первых числах октября семёновские умелицы из творческой мастерской «Радостея» стали участниками культурно-просветительского проекта «Праздник национального костюма приглашает в гости» в Республике Марий Эл.
Этот праздник собрал в Йошкар-Оле талантливых мастеров со всей страны. В нём приняли участие более полутора сотен хранителей, художников и модельеров национального костюма из 16 регионов России. Москва и Московская область, Тамбов, Пермский край, Кировская, Курганская, Нижегородская, Омская, Свердловская, Тверская области, Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский автономный округ, Республики Карелия, Удмуртия, Марий Эл, Куйбышевский район Запорожской области – вот география участников всероссийского проекта.
Конкурс лучших коллекций, созданных за последние два года современными модельерами и мастерами России, традиционно привлекает людей, интересующихся народным костюмом. Проект реализуется с использованием гранта, предоставленного Российским фондом культуры в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура».
В жюри конкурса входили авторитетные эксперты мира шитья, моды, национального костюма. Все почётные звания и регалии даже сложно перечислить, укажу лишь некоторые фамилии: искусствовед, член творческого Союза художников России Полина Сергеевна Зенкина, ведущий специалист Российского этнографического музея, доктор культурологии, профессор Наталья Моисеевна Калашникова, художник-модельер, директор модельного агентства Николай Борисович Терюхин, собиратель и исследователь народного костюма, кандидат искусствоведения Сергей Анатольевич Глебушкин, кандидат исторических наук Тамара Лаврентьевна Молотова, доктор искусствоведческих наук Галина Евгеньевна Шкалина.
В программе праздника принимали участие коллективы творческих мастерских, художники-модельеры, фольклорные ансамбли – настоящие хранители традиций, энтузиасты русской культуры из регионов Российской Федерации. На протяжении трёх фестивальных дней участники побывали на выставке кукол, аксессуаров и костюмов, а также посетили фотопленер, мастерскую этноблогеров, участвовали в дефиле и конкурсном показе коллекций на сцене, представили свои работы на ярмарке мастеров.
Межрегиональная научно-практическая конференция «Народный костюм как источник художественного национального стиля» открыла нам интересные моменты создания народных костюмов. Например, русская рубаха «Рукава»: поскольку в комплекте с сарафаном от такой рубахи были видны только рукава, их выполняли из дорогой и нарядной ткани, остальную часть рубахи шили из ткани более дешёвой. А вот нам показывают элементы этнографического письма на спине узбекского костюма или плащ из соломы, сшитый без повреждения растительных волокон, из-за чего он не промокает, что тоже вызывает восхищение.
- Изготовление реплик – это очень важная вещь, – говорит специалист Российского этнографического музея Наталья Моисеевна Калашникова. – Поймите, это не копия. Невозможно создать копию костюма 19 века, ведь ткань сделана уже в 21-м с использованием современных ниток. Поэтому это не копия, а реплика костюма. Играет роль не только ткань и шитьё, но и украшения, и вышивка.
Меня поразило, как много людей увлечены изучением национального костюма. Ведь, чтобы создать такую реплику, надо изучить много источников, обобщить их, выполнить своё прочтение.
- Как в войну смогли сохранить многие старинные народные костюмы? – спрашивает нас Сергей Анатольевич Глебушкин. – Их крестьяне вместе со своим скарбом закапывали в землю. Таким образом, старинная одежда была сохранена нашими предками даже на оккупированных немцами территориях.
- Национальный костюм – это богатство каждого народа, этнокультурное наследие народов России, – уверен заместитель председателя республиканского правительства, министр культуры Марий Эл Константин Анатольевич Иванов. – В нашей республике накоплен значительный опыт проведения межрегиональных и всероссийских мероприятий по декоративно-прикладному и народному творчеству. Проект реализуется с 2002 года, конкурс проводится раз в два года. Призываю вас бережно относиться к национальному костюму, внимательно изучать исторические источники.
Этноблогерство и рукотворная кукла 3 октября в Доме дружбы народов Йошкар-Олы открылись выставки «Рукотворная кукла в национальном костюме» и «Аксессуары национального костюма». Это уникальная экспозиция, где посетители могли увидеть кукол в традиционных нарядах различных регионов России. На выставке свои работы представили 20 мастеров. Это текстильные куклы и куклы из растительного материала, композиции по мотивам сказок, аксессуары, изготовленные в технике кружевоплетения, тканые пояса, шарфы. Многие их них существуют в единственном экземпляре. Эти куклы и игрушки – настоящая кладезь истории народов. Через игры в куклы родители воспитывали своих детей и учили их жизни и отношениям друг с другом.
Пока члены жюри оценивали работы участников, мы успевали познакомиться с авторами работ. Одна из них – этноблогер Ненка-Ленка. Именно так называет она себя в соцсетях. Живёт на Крайнем Севере, в селе Новый Порт. Рядом – Северный Ледовитый океан, кругом тундра. У молодой женщины даже есть свой ручной олень Навка. На праздник национального костюма в Йошкар-Олу из своего села они добирались 5 дней: сначала на вертолёте, потом на двух поездах.
- Меня привлекли марийские пояса, – делится Елена. – Они похожи на наши, ненецкие.
На выставке представлены куклы, изготовленные её мамой Натальей Дмитриевной Худи. Здесь есть куклы, которым больше полувека, их национальный наряд сшит из старинных материалов.
- Наша большая семья ненецких куколок путешествует по всей стране, – рассказывает Елена. – Сейчас свою коллекцию мы пополняем куклами, сшитыми из современного материала, но неизменной остаётся голова кукол – это клюв водоплавающей дичи, добыча охотников. Клюв с перьевой шкуркой аккуратно отделяют при разделывании тушки птицы и сушат. Далее тело будущей куклы оформляется сукном, кожей, куколкам-женщинам прикрепляют косы из бисера, нитей. Их одежда выполнена из меха и сукна, как миниатюрные образы одежды ненцев.
Елена создала контент блогера с целью популяризировать национальные костюмы и традиции. Женщина объясняет, что их народность – самоеды – этническая группа в составе ненцев Западной Сибири. Добраться до Нового Порта можно одним из четырёх вариантов: два раза в неделю на вертолёте, приплыть на корабле по Обской губе, добраться на вездеходе (время в пути около 9 часов (!), тёплый горнолыжный костюм обязателен). В этом году запустили круизный теплоход «Северная сказка», билеты на него стоят от 205 тысяч рублей. Несмотря на свою удалённость от места проведения праздника, они всё равно приехали-прилетели!
Фотопленэр глазами молодых художников и фотографов, который мы тоже посетили, позволил авторам запечатлеть красоту национальных костюмов в живописных уголках Марий Эл. Кстати, на конференции в первый день прозвучало, что жители Республики считают место, где живут, местом национального общения.
Многообразие народных костюмов Во второй день праздника всё внимание зрителей было приковано к показу коллекций одежды, привезённых авторами из 16 регионов нашей страны. Пять номинаций было объявлено в рамках всероссийского конкурса: «Реплика этнографического костюма», «Современный авторский костюм», «Сценический костюм», «Семейный костюм», мерч этноблогера.
В номинации «Сценический костюм» многих очень впечатлила коллекция «Ильматар», привезённая из Петрозаводска, – собрание пяти костюмов по мотивам карело-финского эпоса «Калевала». Цвета костюмов отражали цвета воды, воздуха и природы Карелии – края тысячи рек и озёр.
- Меня очень впечатлила коллекция «Красный стан», выполненная этностудией любительского творчества «Родная сторона» из Москвы, – делится впечатлениями от показа Елена Анатольевна Корчагина, руководитель творческой мастерской «Радостея». – С какой аккуратностью и любовью к деталям расшиты эти костюмы, пояса к ним, головные уборы – работа, достойная восхищения. Я долго рассматривала эти этнические наряды. Коллекция создавалась два года!
Коллекции женских костюмов Удмуртии, Республики Марий Эл, народных костюмов Олонецкой губернии, казахская национальная одежда, народные костюмы ненцев, показанные зрителям под этническую музыку, просто погружали в тот мир и в культуру народа.
Кировская студия женских рукоделий «Матаня» представила на конкурс коллекцию «Наряд на новый лад». Предметы одежды сшиты по традиционному крою русского костюма с использованием современных джинсовых и хлопковых тканей. Когда все участники были приглашены на фотосессию, не скрою, мы фотографировали эти костюмы с восхищением. Эта коллекция создавалась полтора года.
«Живая нить» от образцовой студии моды и пластики «Подиум» Петрозаводска тоже нашла на празднике немало почитателей изысканных «летящих» юбок, блуз и платьев, сшитых из натуральных тканей.
Современные авторские костюмы наших соседей-кировчан очень высоко оценило жюри конкурса. Их коллекция «Скатерть-самобранка» выполнена из скатертей отечественного производства 70-80-х годов прошлого века. Это текстиль высокого качества из натурального хлопка, обладающий особой пластикой и характерной для той эпохи цветом и орнаментом. Такие платья и их обладательницы точно бы не остались незамеченными в городе.
- Вы молодцы, что популяризируете те ткани, которые были у наших мам и бабушек, – сказал об этой коллекции художник-модельер, коллекционер народного костюма, стилист Николай Терюхин. – В этом секрет большого интереса к вашей коллекции.
На празднике была и номинация «Семейный костюм», на которой наша знакомая этноблогер Елена – «Ненка-Ленка» – со своей дочерью представили коллекцию летней ненецкой национальной одежды, сшитую мамой Елены Натальей Дмитриевной Худи. А в наряде использованы косы, которые передала им ещё бабушка Вануйто Сэрне, прожившая 100 лет!
Честно поделюсь своим наблюдением: меня поразило очень трепетное отношение малых народов к своему национальному костюму, танцам, движениям на сцене. Делают они всё очень осмысленно, проникновенно, с особой гордостью. Этому стоит у них поучиться.
Семёновские мастерицы творческой мастерской «Радостея» подготовили для праздника национального костюма коллекцию косоклинных сарафанов, каждый из которых – дело рук отдельной участницы.
Вся коллекция была создана на основе косоклинного сарафана, бытовавшего на нашей земле в 17-18 веках. В сундуках кержаков-старообрядцев хранились сарафаны молельные, праздничные и повседневные. Косоклины были сшиты для участия в праздниках и фестивалях, но эта одежда в носке настолько удобна, что носить такой сарафан хочется в любое время. Среди всех моделей, представленных на празднике, есть модель, которая стала первым швейным изделием хозяйки. Есть комплект рубахи и сарафана, сшитый руками – без использования швейной машинки. Сарафаны изготовлены как из современных хлопковых и льняных тканей, так и из найденных в бабушкиных сундуках натуральной шерсти и шёлка. Вышитые гривны украшали наряды мастериц. Косоклинные модели из клетчатой ткани, однотонные, с рисунком – все смотрелись по-своему гармонично.
В последний день праздника делегация из Семёнова участвовала в гала-концерте. Народное пение девятилетней вокалистки Ярославы Алмазовой очень украсило выступление семёновских мастериц.
В этот день у нас была уникальная возможность из-за кулис, в шаговой доступности рассмотреть полюбившиеся наряды из авторских коллекций, пообщаться с ненцами, карелами, удмуртами и чувашами. У всех были свои фавориты на празднике! Кстати, нас уже узнавали и спрашивали о косоклинных сарафанах.
- Сшить второй сарафан, казалось бы, должно быть проще, чем первый, – делится «радостея» Лидия Репина. – Уже есть, хоть и небольшой, опыт, но ткань мне на сей раз досталась непростая: шёлк, которому много лет, поэтому были свои сложности. Однако готовый сарафан превзошёл все мои ожидания. В нём столько силы и красоты! Думаю, что это не последнее моё творение. Дальше-больше...
И кстати, свои косоклинные сарафаны многие «радостеюшки» планируют носить как повседневную одежду. Очень удобная вещь, в которой комфортно.
А ещё я открыла одну важную деталь: в таком сарафане всегда держишь осанку! В нём не сутулишься! Представляете, как всё мудро устроено у наших предков.
- Мы совершили настоящее незабываемое путешествие в мир национальных традиций и народного костюма, – говорит одна из участниц нашей поездки Татьяна Яцула. – Вот бы почаще такие выезды! Готовиться к ним очень интересно.
- Этот проект способствует не только сохранению и популяризации национальных костюмов, что безусловно, но и укрепляет культурные связи между регионами России, – делится своими впечатлениями Елена Корчагина, руководитель творческой мастерской «Радостея» в Центре культуры и искусства. – Мероприятия праздника были яркими и запоминающимися, а мы получили уникальную возможность погрузиться в богатую культуру и традиции нашей страны, расширили свои знания о народных костюмах.
- Ценным было общение с членами жюри, – продолжает Елена. – В ходе «круглого стола» шел детальный разбор всех коллекций, представленных на празднике, давались ценные советы, как можно доработать комплексы народной одежды, чем их обогатить, а что убрать. Это очень важно для нас.
На ярмарке нам хотелось приобрести на память сувениры, которые бы напоминали о поездке и стали вознаграждением мастеру за его труд, за его изделия. Что и было с удовольствием и неоднократно сделано. А главное – мы обменивались контактами. Для творческих людей поддержка друг друга очень важна.
Возраст наших участников, представлявших свои косоклинные сарафаны, – от среднего до 70+. А это значит, что возрастные мастерицы, имея свой многолетний опыт в шитье, создают изделия, достойные выхода на всероссийскую сцену. А как наши участницы дефилировали перед полным залом! Вы бы видели… Я себя поймала на мысли, что возрастные модели в национальных костюмах (не только наши, но и другие) смотрятся нисколько не хуже, чем молодые девушки из модельных агентств.
Семёновские мастерицы, к сожалению, из-за поездки пропустили концерт ко Дню пожилого человека в нашем Центре культуры и искусства, зато сами «на всю Россию выступили!», как восхищённо поделилась одна из участниц. На всю Россию – это точно. И вдохновения для создания своих прекрасных изделий они не ждут. Как известно, оно приходит, когда человек работает.
Мы оставляем с собой прекрасное послевкусие нашей поездки и праздника «Национальный костюм приглашает в гости». И на следующее приглашение так хочется ответить согласием!